6b18a24b

Кирносов А - Бранденбургский Талер


Алексей КИРНОСОВ
БРАНДЕНБУРГСКИЙ ТАЛЕР
Рассказ
Вовка нашёл во дворе монету. Она была медная, большая и тяжёлая. На
одной стороне монеты был изображён орёл с двумя головами, державший в
лапах дубинку и что-то похожее на футбольный мяч. Над орлом был
полукруглый плакат с надписью: "Пять копеекъ". На другой стороне завивался
непонятный вензель, над ним висела корона; всё это хозяйство обрамляли
ветки, а в самой середине был обозначен год: 1776. У Вовки аж сердце
забилось.
"Ух ты, какой древний пятак!" - сказал он и побежал искать Серёгу.
Серёга повертел пятак в пальцах, плюнул на него, потёр рукавом и
сказал, что если его немного расплющить молотком, то получится мировая
бита - играть в "расшибалочку". Но Вовка выхватил пятак, сунул его в
карман и заявил, что ни в какую "расшибалочку" играть не будет, потому что
он будет собирать старинные монеты.
Так началась история Вовкиной коллекции. Он узнавал, у кого из ребят
есть старинные монеты, и выменивал их на марки, пёрышки, конфеты и
папиросные коробки. Он выпрашивал монеты у маминых знакомых, которые
делали вид, что отдают их Вовке без всякого сожаления. Все монеты он
свалил в коробку из-под сигар, которую выдал ему для этой цели отец. Став
на полгода старше, Вовка додумался разложить монеты на две кучки: в одной
- русские, а в другой - иностранные. А так как отец сигар больше не курил,
пришлось иностранные монеты положить в железную коробку с неподходящей
надписью: "Театральная подушечка".
Так появилась система. К концу учебного года Вовка собирал монеты уже
совсем профессионально. Иностранные он разложил по странам в спичечные
коробки, а русские распределил на три части: двадцатого века,
девятнадцатого века и восемнадцатого. Более древних монет у него ещё не
было. Вовка потребовал у мамы, чтобы на день рождения она подарила ему
лупу с пластмассовой ручкой. Рассматривать монеты в лупу и находить на них
всё новые подробности было для него самым большим удовольствием в жизни. А
рассказывать ребятам о своих монетах было так же приятно, как отвечать
хорошо выученный урок.
К ним в класс из другой школы перевели странного мальчика, по имени
Меркурий. В день его прихода на уроке географии по классу вдруг залетал
шмель. Он летал и жужжал: "вж-ж-ж..." Учительница Кира Андреевна перестала
рассказывать о промышленности Чехословакии и сказала: "Что это здесь
летает? Немедленно поймайте и выбросьте в форточку".
Ребята зашумели, стали смотреть, кто летает, но ничего не нашли. А
оно ещё немного пожужжало и, видимо, вылетело в форточку. Кира Андреевна
велела закрыть её, чтобы ещё чего-нибудь не залетело, и снова стала
рассказывать про промышленность.
На уроке геометрии снова зажужжало, но математик Иван Михайлович
отнёсся к этому иначе. Он прислушался и сказал: "Здорово получается.
Только сейчас не время. На переменке пожужжишь".
И шмель сразу притих, как будто его и не было. Когда кончился урок,
стали искать, кто жужжал, но никто не сознался.
Домой Вовке оказалось по пути с новым учеником.
Некоторое время шли молча, хотя Вовке очень хотелось поговорить с
новым человеком о своей коллекции. Только он решился заговорить, как вдруг
услышал шмелиное жужжание.
- Так это ты жужжал?! - воскликнул Вовка.
- Я. А что, не похоже?
- Здорово похоже. А ещё ты что умеешь?
- Всё умею. Кукарекать, мяукать, лаять, мычать, блеять, реветь - что
хочешь. Меня за это из шестьдесят второй школы выгнали.
- Из нашей не выгонят, - успокоил его Вовка. - У нас самодеятельность



Назад